1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как построить главные трезвучия лада

Трезвучие. Виды трезвучий.

Сегодня мы поговорим о трезвучиях и их обращениях

Трезвучием называется созвучие, состоящее из 3-х звуков, которые располагаются, или могут быть расположены по терциям путем октавных перемещений .

Фраза: «или могут быть расположены по терциям» очень важная, так как далеко не всегда звуки трезвучия располагаются по терциям.

Например, в созвучии «ре-ля- фа диез» нет ни одной терции, но если переместить верхний звук «фа диез» на октаву вниз, то получим три звука, которые располагаются по терциям.

В созвучии «фа диез-ре-ля» тоже нет ни одной терции, но если мы переместим средний и верхний звуки на октаву вниз, то опять получим 3 звука, расположенных по терциям, только это не основной вид трезвучия, а его первое обращение (об этом мы поговорим чуть позже).

В состав трезвучия входят 2 терции (терция между двумя нижними звуками и терция между средним и верхним звуками). От видов этих терций и порядка их расположения и зависит вид трезвучия.

Содержание

Уменьшённое трезвучие включает диссонирующий интервал — уменьшенную квинту — и является диссонансом.

Уменьшённое трезвучие находится в натуральном мажоре на VII ступени. В гармонических мажоре и миноре уменьшённое трезвучие встречается на II и VII ступенях. Разрешается движением голосов в терцию.

В классической музыке уменьшённое трезвучие часто приме­няется не в основном виде, а в виде секстаккорда [2] . Например, использование уменьшённого трезвучия Бетховеном называется некоторыми критиками архаизмом [3] .

Сокращенным обозначением уменьшённого трезвучия является ум. 5 3, что соответствует виду аккорда и входящим в его состав интервалам. Согласно системе буквенно-цифровых обозначений аккордов, уменьшённое трезвучие обозначается с помощью заглавной латинской буквы, приставки dim или символа o в верхнем регистре: например, уменьшённое трезвучие от ноты до обозначается как C-dim или C°.

Натуральные лады в музыке

Во второй части статьи об основах теории музыки мы познакомились с понятием лада и тональности. Узнали, что такое звукоряд и гамма, рассмотрели два самых распространенных лада: мажорный и минорный. В этой статье речь пойдет о других разновидностях ладов, также применяемых в современной музыке. Они имеют свои отличительные черты и нюансы звучания.

Виды натуральных ладов

Натуральный (диатонический) лад — это семиступенный звукоряд, имеющий структуру мажорной гаммы, тоникой которого является одна из ее ступеней.

Теперь разберемся, что это значит. За основу основ возьмем мажорную гамму. Напомню ее формулу: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2 . Для удобства возьмем тональность До мажор (C). Гамма будет выглядеть следующим образом: C D E F G A B. Теперь, если принимать поочередно за тонику каждую ступень этой гаммы, мы получим эти самые натуральные лады:

  1. C D E F G A B — ионийский лад или натуральный мажор;
  2. D E F G A B C — дорийский лад;
  3. E F G A B C D — фригийский лад;
  4. F G A B C D E — лидийский лад;
  5. G A B C D E F — миксолидийский лад;
  6. A B C D E F G — эолийский лад или натуральный минор;
  7. B C D E F G A — локрийский лад.

Формулы этих ладов приведем в таблице:

Название ладаФормула
Ионийскийб.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2
Дорийскийб.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2, б.2
Фригийскийм.2, б.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2
Лидийскийб.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, м.2
Миксолидийскийб.2, б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2
Эолийскийб.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2
Локрийскийм.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2

Все эти лады по характеру звучания будут являться либо мажорными либо минорными, кроме локрийского лада. Если основа лада — мажорное трезвучие, то лад будет мажорным, а если минорное , то минорным. Исключение — локрийский лад, в основе которого лежит уменьшенное трезвучие.

Аппликатуры всех натуральных ладов на грифе гитары представлены на рисунке. Сверху располагаются мажорные лады, а снизу минорные. А локрийский стоит отдельно.

Характерные ступени

Давайте же теперь разберемся, какие именно ноты придают тому или иному ладу свое характерное и узнаваемое звучание. Для каждого лада эти ноты свои. Начнем, пожалуй, с мажорных. Приведенные ниже производные, отличаются от натурального мажора всего одной ступенью, которая и будет характерной.

  • Лидийский мажор — лидийская кварта или четвертая повышенная ступень;
  • Миксолидийский мажор — миксолидийская септима или седьмая пониженная ступень.
  • Дорийский минор — дорийская секста (вторая ступень, повышенная относительно эолийского);
  • Фригийский минор — фригийская секунда (вторая ступень, пониженная относительно эолийского).

Ну а для локрийского лада, главная «фишка» это уменьшенное трезвучие в основе.

Параллельные тональности

Вы наверно уже заметили, что примеры диатонических ладов, указанные в начале статьи, все имеют одинаковый набор нот, только меняется тоника. Если взять какой-либо мажорный лад, то ему будет соответствовать минорный с таким же набором звуков. Такие тональности называются параллельными.

Параллельные тональности — парные тональности мажора и минора, имеющие одинаковый набор нот.

Чтобы определить какая тональность будет параллельной для мажора, нужно отсчитать от ее тоники малую терцию вниз (или 3 лада влево).

  • Эолийский параллелен ионийскому;
  • лидийский — дорийскому;
  • фригийский — миксолидийскому.

Построение простых аккордов. Трезвучия

Все привыкли называть простыми аккордами мажорные и минорные аккорды, в теории музыки их называют трезвучиями. Из названия итак понятно, что трезвучия состоят из трёх звуков. Но каких звуков? Трезвучия строятся по следующему правилу: ступени трезвучия (ноты, используемые в трезвучие) должны строиться по терциям. Что это значит? А значит это, что от первой ноты до второй мы отсчитываем терцию и от второй до третьей тоже терция.

Нижний тон в трезвучии — 1-ая ступень — она же тоника, задаёт название всему трезвучию. Например если тоника D# (ре диез) — то и весь аккорд будет называться ре диез. Так же в название аккорда входит обозначение структуры аккорда ( минор или мажор). То есть, например, Ре диез минор.

Далее идут 3-я и 5-я ступени, которые будут называться терцовая и квинтовая соответвенно. Проверим. Если мы построили трезвучие по правилам — между 1-ой и 3-ей ступенями должна получиться терция.

Из схемы следует, что существует четыре типа трезвучий — мажорное, минорное, уменьшённое и увеличенное.

Музыкальный лад. Основные виды. Построение ладов

Музыкальный лад – это совокупность звуков, состоящих в некой взаимосвязи, основанной на устойчивости.

Звучит достаточно сложно, не правда ли? Давайте разбираться.

Что такое музыкальный лад

В большинстве музыкальных произведений, звуки, созвучия или аккорды используются в контексте определённой гармонии или мелодии. Один аккорд (нота, созвучие) сменяет другой. Без таких переходов сложно было бы создавать определённые музыкальные образы. Один звук взятый изолирование не может выразить музыкальную идею. Поэтому, для того чтобы составить последовательность аккордов или написать мелодию, необходимо придерживаться определенной системы закономерностей. Такая система имеет звуки, которые выступают в качестве её опоры. Они называются устойчивыми.

Читать еще:  Как отполировать лобовое стекло автомобиля

Самым устойчивым звуком системы является тоника – главная опора лада.

Нужно отметить, что устойчивость звуков проявляется лишь тогда, когда им противопоставляются другие звуки – неустойчивые. Эти звуки выражают незавершённость музыкальной мысли и требуют разрешения в устойчивые звуки. Поскольку тоника – это самый устойчивый звук, часто, она используется в качестве завершающего звука или аккорда в музыкальной последовательности.

Разрешение основано на тяготении неустойчивых звуков к устойчивым.

Разрешение – переход одного звука в другой на основе тяготения.

Тяготение представляет собой некое ожидание перехода одного звука в другой на основе их родства.

Из вышесказанного следует, что:

Музыкальный лад – это система, имеющая тонику (опору) и объединяющая несколько звуков на основе их родства (взаимосвязи).

Родство между звуками основано на физических закономерностях и опыте человечества в следствии развития музыкальной теории. В частности на:

  1. Интервалах между звуками
  2. Созвучиях
  3. Мелодических и гармонических связях
  4. Тяготении одних звуков к другим
  5. Устойчивости и неустойчивости

Количество звуков в ладу может быть разным. Например, мажор и минор имеют семь звуков. Однако существуют лады с меньшим или большим числом звуков.

Ладовая система распространяется на все октавы звукоряда.

Любой звук лада называется ступенью.

Каждая ступень лада имеет не только своё нотное название (до, ре, ми и т.д.), но и особое название присущее ей в следствии отношения к тонике. Кроме этого, каждая ступень имеет свой номер относительно тоники (первой ступени). Номер ступени указывается римскими цифрами (I, II, II. IV и т.д.).

  • I ступень – тоника / тоническая прима;
  • II ступень – нисходящий (верхний вводный) тон / супертоника;
  • III ступень – медианта / верхняя медианта / тоническая терция;
  • IV ступень – субдоминанта;
  • V ступень – доминанта / тоническая квинта;
  • VI ступень – нижняя медианта / субмедианта;
  • VII ступень – восходящий (нижний вводный) тон.

Устойчивость и неустойчивость звуков – относительна. Один звук может быть устойчивым в рамках одного лада и неустойчивым в рамках другого.

Лад в музыке является одним из основных средств выразительности. Считается, что ладовое строение музыки включает две составляющие: окраску и напряжение.

Напряжение создаётся за счёт смены устойчивых и неустойчивых звуков, а окраска – высотным положением относительно тоники.

Разницу в окраске можно почувствовать, сравнив два самых популярных лада в европейской музыке – мажор и минор. Их настроение, часто, сравнивают с радостью и грустью, светом и тенью.

Основные лады в современной музыке

Лад в музыке является набором звуков (материалом), на основе которых составляется музыкальное произведение.

Основными ладами в современной западноевропейской музыке являются мажор и минор.

Мажорный лад

Мажор – это лад, в основе которого лежит мажорное трезвучие. Именно это трезвучие и определяет основную окраску лада. Оно, ещё, называется тоническим.

Самыми устойчивыми звуками мажорного лада являются тоника (I ступень), медианта (III ступень) и доминанта (V ступень). Их устойчивость неодинакова. Самая устойчивая – тоника, медианта и домината – менее устойчивые.

Устойчивость III и V ступеней проявляется в созвучии с тоникой. При сочетании этих ступеней с другими неустойчивыми звуками они, также, являются неустойчивыми. Поэтому, стоит сделать оговорку, что устойчивость медианты и доминаты относительны и зависят от разных обстоятельств.

  • II, IV, VI и VII ступени мажора являются неустойчивыми.
  • II и IV ступени имеют возможность разрешения в обе стороны (вверх и вниз).
  • VI и VII ступени только в одну сторону. VI вниз, а VII вверх.

Мажорный лад может быть натуральным, гармоническим или мелодическим.

Натуральный мажор представляет собой последовательность звуков в таком интервальном расположении начиная от тоники:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон

(2 тона-Полутон-3 тона-Полутон)

Пример натурального мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До

Гармонический и мелодический мажор появились в следствии развития музыкального исскуства. Эти лады отличаються от натурального смещением одной или двух ступеней на полутон, что позволяет несколько изменить окраску лада.

Гармонический мажор отличается от натурального пониженной VI ступенью:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-1.5 тона-Полутон

Пример гармонического мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ляb-Си-До

Мелодический мажор отличается от натурального VI и VII пониженными ступенями:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон

Пример мелодического мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ляb-Сиb-До

Основной разновидностью мажорного лада является натуральный мажор, реже употребляется гармонический мажор, ещё реже – мелодический мажор (в основном при движении мелодии вниз).

Минорный лад

Минор – это лад, в основе которого лежит минорное трезвучие. Именно это трезвучие и определяет основную окраску лада.

Устойчивость, неустойчивость, тяготение и разрешение ступеней в миноре такое же как и в мажоре.

Большинство произведений электронной музыки написано именно в миноре.

Минорный лад, как и мажор, может быть натуральным, гармоническим или мелодическим.

Натуральный минор представляет собой последовательность звуков в таком интервальном расположении начиная от тоники:

Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон

(Тон-Полутон-2 тона-Полутон-2 тона)

Пример натурального минора: до-ре-миb-фа-соль-ляb-сиb-до

Натуральный минор отличается от мелодического мажора пониженной III ступенью.

Гармонический и мелодический минор имеют более важное значение нежели аналогичные мажорные лады.

Гармонический минор отличается от натурального повышенной VII ступенью:

Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-1.5 тона-Полутон

Пример гармонического минора: до-ре-миb-фа-соль-ля-сиb-до

Мелодический минор отличается от натурального VI и VII повышенными ступенями:

Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Тон-Полутон

Пример мелодического минора: до-ре-миb-фа-соль-ля-си-до

Гармонический минор используется как при движении вверх, так и вниз.

Мелодический минор часто используется при движении мелодии вверх.

Лады и гаммы

Гамма – совокупность звуков лада построенных от тоники вверх.

Отличие лада от гаммы заключается в том, что лад – это всего лишь набор звуков, а гамма – последовательность тех же звуков, которые построены от тоники. По сути, схема построения лада является его гаммой.

Гамма натурального мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До

Гамма натурального минора: до-ре-миb-фа-соль-ляb-сиb-до

Построение ладов

Выше уже были показаны схемы построения основных ладов современной музыки. Для примеров, в качестве тоники, использовалась нота До (С).

Теперь давайте построим все эти лады от разных нот (тоник).

Если мы строим лад от какой-либо ноты, то фактически получаем тональность.

Мажорный лад построенный на ноте до – До-мажорная тональность.

Натуральный мажор от ноты Соль (G): Соль-Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа# (Соль-мажор)

Гармонический мажор от ноты Фа (F): Фа-Соль-Ля-Сиb-До-Реb-Ми-Фа (Фа-мажор)

Мелодический мажор от ноты Си (B): Си-До#-Ре#-Ми-Фа#-Соль-Ля-Си (Си-мажор)

Можно заметить, что при изменении тоники (тональности) интервалы между нотами не меняются, но при этом появляются различные знаки альтерации (бемоли и диезы). Это вполне естественно.

Натуральный минор от ноты ля (A): ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля (ля-минор)

Гармонический минор от ноты ми (E): ми-фа#-соль-ля-си-до-ре#-ми (ми-минор)

Лады можно строить и от альтерированых ступеней.

Мелодический минор от ноты до-диез (C#): до#-ре#-ми-фа#-соль#-ля#-си-до# (до-диез-минор)

Другие музыкальные лады

Мажор и минор хоть и являются самыми популярными ладами в современной музыке, но не единственными. Существуют огромное количество ладов, присущих музыке разных народов мира. Например, в музыкальных произведениях Китая и Японии используется пентатоника.

Пентатоника – это лад, который состоит из пяти ступеней, расположенных по трихордам.

Трихорд – это трёхступенный звукоряд построенный на интервалах в 1 тон (бесполутоновый звукоряд).

Пентатоника может быть расположена по следующим интервалам:

большая секунда–большая секунда–малая терция–большая секунда

Пример пентатоники: До-Ре-Ми-Соль-Ля

Рассмотрим греческую ладовую систему, в которую входили шесть основных ладов:

Читать еще:  Как отрегулировать тросик сцепления на гранте

Ионийский лад – лад идентичный натуральному мажору.

Пример ионийского лада: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

Дорийский лад – это натуральный минор с повышенной VI ступенью.

Пример дорийского лада: До-Ре-Миb-Фа-Соль-Ля-Сиb

Фригийский лад – это натуральный минор с пониженной II ступенью.

Лидийский лад – натуральный мажор с повышенной IV ступенью.

Пример лидийского лада: До-Ре-Ми-Фа#-Соль-Ля-Си

Миксолидийский лад – это натуральный мажор с пониженной VII ступенью.

Пример миксолидийского лада: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Сиb

Эолийский лад – лад идентичный натуральному минору.

Пример эолийского лада: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль

Тональность и ее ступени

Опытные музыканты уже знают, какие гармонии лучше поставить в той или иной тональности. Для начинающих часто является загадкой, почему играется именно эта гармония, а не другая. В музыке есть некоторые элементы математики. Присутствуют «формулы» в виде таблиц и последовательностей.

В каждой гамме есть ступени – от 1 до 7. Скажем, известная каждому схема «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» является ступенями До-мажорной гаммы. Дело в том, что для гармоничного звучания необходимо использовать ноты, которые входят в определенную тональность.

Ступени всегда начинают считать от тоники – она самая главная и устойчивая в ладу (основа аккорда). В До-мажоре будут ноты CDEFGAB, но в соответствии с кругом тональности, их же можно будет встретить и в Ля-миноре, только в иной последовательности.

Разумеется, бывают отклонения от нормы, многие жанры музыки шагнули за рамки классической гармонии. Но для начала хорошо изучить стандартные таблицы.

Как определить тональность песни? Ответ у нас на сайте в статье по ссылке.

Буквенные обозначения в сольфеджио

Буквенные обозначения нот в сольфеджио записываются в начале над нотоносцем по латыни. Используется 8 букв. Начинается все с ноты –ля- . Затем идет сиb(В), потом до (С), дальше идет ре (D), следом за этой нотой пишется звук ми (E), фа (F) , соль (G) и завершает обыкновенное си (H). Для указания диезов и бемолей к буквам добавлялись, добавляются и будут добавляться окончания is для диезов и es для бемолей (для примера, до-бемоль – это ces , или фа-диез – это fis ).

А это интересно…

Но буквенные обозначения в сольфеджио имеют три исключения. Таковыми являются ля, ми и си бемоль.

Почему именно Си бемоль имеет собственное обозначение? Есть версия, что это произошло в средневековые времена, когда люди еще играли на клавесинах: тогда строение клавиатуры было другим, поэтому и си бемоль называется буквой b. А теперь такой символ остался в обиходе у музыкантов.

А вот объяснение исключения ля и ми бемоль проще, чем си бемоль. Чтобы при написании не писать два раза литеры «E» и «А», записывают одной.

Тональности

Для названия тональности используются тоника и лад. Тоникой может стать любой звук – главная ступень или побочная. Также тоникой тональности может стать нота со случайным знаком альтерации (диез, бемоль). Буквенные обозначения тональностей по сольфеджио схожи с нотными знаками. Но в написании тональности еще используется вид лада: Мажорный обозначается словом dur, а минорный –moll.

Существует главное правило написания тональностей. «Светлую» тональность нужно писать с большой буквы, а «темную» — с маленькой.

Интервалы

Обозначение интервалов в сольфеджио пишется римскими буквами и цифрами. Буква зависит от того, какой интервал : чистый — ч, малый –м , Большой — Б, уменьшенный — ум, увеличенный – ув, а цифра — от того, на каком расстоянии находятся звуки друг от друга : от примы, у которой звуки находятся на одной линии и обозначается 1 до октавы, у которой ноты располагаются далеко друг от друга – расстояние в семь нот и пишется цифрой 8.

Трезвучия

Обозначение трезвучий в сольфеджио зависит от ступени трезвучия (на какой ступени строится) и от его вида (малый, большой, уменьшенный, увеличенный). Все аккорды строятся на трех главных трезвучиях лада – это трезвучия, построенные на главных ступенях лада, — 1, 4, 5

На 1 ступени лада строится тоническое трезвучие – Т35. Оно обозначается именно так, потому что образовано устойчивыми ступенями – 1, 3, 5. Тоническое трезвучие имеет два обращения:

  1. сектаккорд – Т6;
  2. квартсекстаккорд – Т46.

Есть еще и другое обозначение аккордов. Они пишутся как обычные ноты, только могут содержать дополнительные знаки, дополнительный вид, или специальную цифру, означающую, на какой ступени играются различные аккорды. Например, аккорд Аm7- это трезвучие ля минор, который нужно играть на 7 ступени. Обычно такие обозначения используются в пьесе для аккомпанирования главной мелодии, и музыкант играет левой рукой.

Дополнительно

Кроме основных обозначений нот, интервалов, аккордов и тональностей существуют множество дополнительных, такие, как, например, темп. Пишется латинскими буквами. Пример: Adagio — медленно. Обычно он пишется в начале произведения или его части. Самое интересное – чаще всего, традиционно используется итальянская терминология. Всего существует 3 вида темпа: медленный, умеренный и быстрый. И удивительно то, что это еще не все: в каждом темпе существуют еще 5-6 видов той или иной скорости движения.

Как построить главные трезвучия лада

Аккорд, который состоит из трёх звуков, называют трезвучием. В зависимости от того, какие терции участвуют в построении трезвучия, а также в зависимости от порядка терций получается тот или иной вид трезвучия. Из больших и малых терций получаются 4 вида трезвучий:

Мажорное трезвучие состоит из б.3 (большая терция) и м.3 (малая терция). Такое трезвучие называют ещё «большим». Между его крайними звуками ч.5 (консонирующий (приятный на слух) интервал). Мажорные трезвучия обозначаются Б53.

1-малая терция, 2-большая терция, 3-чистая квинта.

Минорное трезвучие состоит из м.3 и б.3. Такое трезвучие называют ещё «мáлым». Между крайними звуками аккорда ч.5. Минорные трезвучия обозначаются М6.

1-большая терция, 2-малая терция, 3-чистая квинта.

Увеличенное трезвучие состоит из б.3 и б.3. Между крайними звуками ув.5 (диссонирующий интервал).

1-большая терция, 2-большая терция, 3-увеличенная квинта.

Уменьшённое трезвучие состоит из м.3 и м.3. Между крайними звуками ум.5 (диссонирующий интервал).

1-малая терция, 2-малая терция, 3-уменьшенная квинта.

Все три интервала мажорного и минорного трезвучия — консонирующие. Эти трезвучия — консонирующие. В увеличенном и уменьшенном трезвучиях есть диссонирующие интервалы (ув.5 и ум.5). Эти трезвучия — диссонирующие.

Все три звука трезвучия имеют свои названия (снизу вверх): прима, терция, квинта. Видно, что название каждого звука совпадает с названием интервала от нижнего звука до него самого (рассматриваемый звук).

СТРОЕНИЕ АККОРДОВ

В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд и как его построить.

Аккордом называют одновременное сочетание трёх или более звуков. Есть нюанс: эти звуки должны быть расположены по терциям. Звуки аккорда выстраиваются снизу вверх.

Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре — мажорное трезвучие, в миноре — минорное.

Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.

Каждый аккорд состоит как минимум из 3-х нот. Его название соответствует названию главной ноты (из этих 3-х). Например, С – до мажор, Hm — си минор, А7 — доминантный ля септаккорд.

Читать еще:  Как снять форсунки с двигателя

ОБРАЩЕНИЕ МАЖОРНОГО И МИНОРНОГО АККОРДОВ

Расположение звуков в порядке прима- терция- квинта (снизу-вверх) называется основным. В этом случае звуки трезвучия расположены по терциям.

Если порядок звуков изменяется так, что нижний звук становится терцией или квинтой, то такое положение звуков называется «обращением». Другими словами, перенос нижних звуков на октаву вверх или верхних звуков на октаву вниз, как и у интервалов.

Секстаккорд — это первый вид обращения трезвучия, когда приму переносят на октаву вверх. Обозначается цифрой 6: (Т6).

  • В мажоре, нижние звуки интервала дают м3, а крайние звуки дают м6 (Б6).
  • В миноре, крайние звуки дают Б6, а звуки основания Б3 (М53).

Квартсекстаккорд — второй вид обращения, когда на октаву вверх переносят терцию. Обозначается ( ): Т64.

  • В мажоре, крайние звуки дают Б6, а звуки основания ч4 (Б64).
  • В миноре, крайние звуки дают м6, а звуки основания ч4 (М64).

Пример в ре миноре:

Пример в ре мажоре:

Проверка:

  1. Строение мажорного и минорного трезвучия
    Ответ:

Мажорное: б3+м3
Минорное: м3+б3

Сколько обращений у трезвучия? Какое у них строение?
Ответ:

Два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.

Определить вид и лад трезвучия
Ответ:

Подписать аккорды
Ответ:

Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

Урок №1.11 (ТЕМА №1.11 Строение, обращение и разрешение D7 в мажоре и миноре) >>

Что такое трезвучие

Трезвучие — это как понятно из названия три звука взятые вместе. Итак, мы можем взять три звука например так:

Мы, как видите взяли несколько нот подряд и между ними расстояние у нас секунды. Этот аккорд звучит не очень-то красиво и гармонично, так как секунды относятся к диссонансам по своему звучанию. Такое созвучие — страшное называется кластером, а не трезвучием. Его используют иногда в художественных целях, для создания в музыке атмосферы хаоса или чего-то подобного.

Получается не любые три звука могут образовать трезвучие. Тут нужно знать закон, выведенный итальянским композитором Джозеффо Царлино еще в далеком XVI веке. Гармонично звучат звуки построенные терциями малыми и большими. Вот так например:

Так звучит уже гармоничнее и приятнее соответственно. Когда музыку играют аккордами (что есть созвучие трех и более звуков) — это называется гармоническим музыкальным складом.

Во времена Пифагора же к примеру, до XVI века использовался только склад мелодический, то есть играли мелодию, отдельные ноты друг за другом.

Итак, три звука образованные терциями образуют минимально возможный аккорд (если звука два — это гармонический интервал).Трезвучие — важное понятие в музыке — это основной инструмент для создания гармонии. Построить его очень просто — взять любую гамму натурального мажора или минора и от любой её ноты через одну выбрать еще два звука.

Например, в гамме до-мажор от ноты ми мы выберем таким образом ми+соль+си — это и будет наше трезвучие. Так как мы его строили от ноты ми, то полученный аккорд будет иметь название Ми (или E как мы выше писали про буквенное обозначение аккордов) — Ми у нас это по-другому тоника — то есть звук определяющий звучание (тон) всего аккорда.

То же можно построить от любой другой ноты в гамме до-мажор, например от до — это будут ноты: до+ми+соль и аккорд будет соответствовать имени ступени, от которой мы отстраивали — C (до).

С этим разобрались, но два наших трезвучия относятся к двум разным видам — первое E — оно минорное (поэтому надо его писать как Em), второе C — мажорное. Давайте посмотрим чем они различаются между собой.

Мажорное и минорное трезвучие

В случае наших аккордов вы заметили, наверное — у Em от ноты «ми» до «соль» интервал малая терция, что говорит о том, что у нас минорный аккорд, в случае C наоборот большая (от «до» до «ми») — значит мажорный. Дальше в ми-миноре от «соль» до «си» — большая терция, а в до-мажоре от «ми» до «соль» — малая.

Формула, исходя из этого, для построения минорного аккорда будет м3+б3, а для мажорного б3+м3.

Значит, если мы хотим взять до-минор к примеру, то строим от ноты «до» малую терцию, это будет нота ми-бемоль, затем от полученной ноты еще большую терцию, получив соль. До, ми-бемоль и соль — это и есть ноты минорного трезвучия, взяв их вместе получим аккорд до-минор (Сm).

Мы обратили внимание на третью ступень — да она важная, но ведь есть еще и пятая, которая как в мажорном трезвучии так и в минорном будет чистой квинтой (ч5). Этот интервал звучит тоже гармонично и красиво «внося свой вклад» в звучание аккорда. Поэтому чтобы не забывать о ч5 музыканты обозначают мажорное трезвучие как Б53 (по-научному большой терцквинтаккорд), а минорное как М53 (или малый терцквинтаккорд).

Также можно называть просто как малое (минорное) или большое (мажорное) трезвучия для простоты. Да, порядок цифр не имеет значения, так можно мажорное трезвучие записать как Б35 так и Б53.

Кроме того, составляющие трезвучие ноты также имеют свои названия: нижний звук основной, средний — терцовый, верхний — квинтовый. Названия эти нам понадобятся когда мы будем говорить об обращениях аккордов — там важно то какой из трех этих звуков находится в басу. В зависимости от этого мы будем иметь основной вид аккорда или же его обращение.

рис. 7

Не обязательно, кстати трезвучие надо брать терциями. Когда берём так как показано на рисунке 7 — это называется сжатое расположение, а как мы аккорды берём на гитаре? В сжатом расположении брать созвучия на этом инструменте не принято — мы берём их там вот так:

рис. 8

Как видите порядок нот в отличие от сжатого расположения другой, но так тоже можно брать и это тоже можно считать основным видом аккорда, так как в самом низу по-прежнему находится основной тон (нота до).

Другие виды трезвучий

Трезвучие — это три звука взятые вместе, но не обязательно они образуют именно такие интервалы какие мы описали выше. У нас выше в мажорном и минорном комбинируются малая и большая терции, однако что получится если мы возьмем две малые терции, то есть применим формулу м3+м3?В этом случае у нас будет уменьшенное трезвучие — основа для построения уменьшенных аккордов, собственно аккорд называется уменьшенным если в нем присутствует эта формула (две малые терции).

Закономерно у нас возникает и другой вопрос — что если взять две большие терции? — тут ответ будет банальным — получится увеличенное трезвучие — это четвертый и последний из возможных вариантов.

Еще надо добавить что два последних вида трезвучий используются в гармонии как проходящие — то есть звучание их неустойчивое и требует разрешения в тонику, их можно брать например в качестве доминанты — эта функция напряженного аккорда им подходит.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector