1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мультимедиа; Как добиться качественного звука в автомобиле

Мультимедиа –
«Как добиться качественного звука в автомобиле»

ПРАКТИЧЕСКИ всех фанатов качественного звука, как автомобильного, так и домашнего, можно разделить на две большие группы – “минималисты” и “электронщики”. Первые ратуют за минимальное вмешательство в звук, полагая (и часто справедливо), что любые настройки испортят первозданную звуковую картину, а лишние электронные схемы только способны производить наводки, влияющие на звук. Кто бы спорил! К тому же полный комплект таких компонентов порой стоит как хороший автомобиль. Приверженцы электроники возражают (и тоже обоснованно): да, создать идеальные условия зачастую невозможно, зато можно смоделировать виртуальную среду с помощью методов психоакустики и электронных устройств (которые в кругу меломанов получили ироническое прозвище “улучшайзеры”). Это весьма эффективно и гораздо дешевле.

Принципы психоакустики основаны на знании физических и биологических процессов. Например, можно заставить человека с помощью динамиков, установленных перед ним, поверить в то, что источник звука находится за его спиной. Зачем? А затем, что один и тот же звук, доносящийся с разных сторон, для нас имеет совершенно разную окраску. Если смоделировать это сочетание, то можно добиться удивительных эффектов. Например, с помощью пары колонок, размещенных перед лицом слушателя, имитировать жужжание пчелы, летающей вокруг его головы. Или же виртуально “перенести” неудобно расположенные динамики прямо на уровень ушей.

Формально в число “улучшайзеров” входят любые устройства, так или иначе делающие звук более приятным на слух, даже простейшие регуляторы тембра. Сюда же относятся многополосные эквалайзеры, которые позволяют настраивать звук как вручную, так и с помощью предустановок, например, “рок”, “джаз”, “диско”. Отдельно стоят устройства, исправляющие некачественный звук и помехи. Например, в сжатые файлы mp3 искусственно добавляются частоты, потерянные при кодировании. Более сложные системы способны оценить звук в салоне конкретного автомобиля с помощью микрофона и компенсировать потери в качестве путем исправления провалов в частотной характеристике.

Считается, что первый в мире звуковой процессор создан американской компанией “Rockford Fosgate” в 1990 году. Он позволял изменять звуковую картину по желанию слушателя и управлялся с отдельной клавиатуры, которая была вынесена на лицевую панель. В современных системах процессоры могут выпускаться отдельными блоками или встраиваться в головные устройства.

В качестве примера приведем некоторые разработки из арсенала ведущих компаний, выпускающих автомобильную электронику. Это, конечно, не полный список, а лишь наиболее интересные системы, которые отражают уровень современного “car audio”.

Как устранить проблему недостаточной громкости?

У многих автолюбителей бывает после самостоятельной установки акустики звук не достаточно громкий. Особенно ощущается снижение баса, при том, что все динамики работают в полную силу.

Все дело в том, что кто-то не соблюдает полярность, оправдываясь тем, что все и так работает. Ведь подключив динамики не правильно, они будут играть в разные стороны, тем самым гасить друг друга. Также для хорошего звучания динамика ему нужен свой объем или короб.

Уровень второй. Замена штатных динамиков

Вот тут нужно быть очень осторожным. Это то еще поле с граблями, с закрытыми глазами не побегаешь. Такой вариант апгрейда применим далеко не всегда. Если заменить одни лишь динамики и оставить все остальное, то далеко не факт, что система «запоет». Больше того, в каких-то случаях результат может оказаться и вовсе отрицательным. Штатная аудиосистема хоть сама по себе и невысокого класса, но в ней все подобрано друг к другу и сбалансировано.

Понятно, что аудиосистема — далеко не приоритетный элемент при проектировании автомобиля, но иногда способы установки штатных динамиков просто удивляют. На фото — штатный динамик BMW, который был закреплен просто с внутренней стороны обивки и прикрыт легким кожухом

Одна из хитростей, к которой прибегают автопроизводители — уменьшенный импеданс акустики. Вообще, в автомобильном аудио самая распространенная акустика — 4-омная, а вот в «штатках» нередко используют 2-омную. Все для того, чтобы форсировать дохлый штатный усилитель и чуть поднять запас по громкости. Замените такие динамики более привычными 4-омными, и получите тихую систему, и все попытки увеличить громкость будут сопровождаться ростом искажений.

Но это еще ладно, среди aftermarket акустики полно 2-омной. Не наступить бы на другие грабли — скорректированный сигнал. Это, кстати, одна из «фишек» многих брендовых штатных систем — там не компоненты лучше, а именно коррекцией компенсируют особенности дешевых динамиков и недостатков их акустического оформления. Замените в такой системе динамики, и такая коррекция будет уже неуместна.

Но не нужно пугаться и совсем отбрасывать этот вариант. Сегодня можно найти множество комплектов акустики, которые ориентированы специально под определенные марки и модели автомобилей. В основном, на европейские, в этой части света такой апгрейд наиболее востребован.

Видеоролик демонстрирует легкость апгрейда штатной аудиосистемы простой заменой ОЕМ-динамиков на комплект, специально разработанный для конкретной марки автомобиля:

Улучшаем недорого музыку в автомобиле

Главная страница » Улучшаем недорого музыку в автомобиле

Наличие качественной аудиосистемы в машине значительно повышает комфортность любой поездки. Но штатные системы для воспроизведения музыкальных произведений зачастую обладают невысоким качеством. А владельцы автомобилей «постарше» сталкиваются с данной проблемой практически всегда.

Читать еще:  Как правильно посадить поддон на герметик

Заменить аудиосистему стоит дорого, процесс это сложный и поэтому многие пытаются найти иной способ выхода из ситуации. Рассмотрим прокачку аудио-оборудования автомобиля без больших финансовых затрат.

Определяем источник «болезни»

Для выявления слабых мест оборудования необходимо внимательно послушать воспроизведение записей сначала с выключенным, после – с включенным мотором. При этом необходимо обратить внимание на качество звука каждого отдельно взятого динамика. Проверяется количество дополнительных шумов при высокой скорости движения авто, а также диагностируется качество воспроизведения высоких и низких частот. Определив недочеты аудиосистемы, можно переходить к поэтапному решению задачи.

Замена ресивера

Самой распространенной является ситуация, когда не самые плохие динамики портятся ресивером, в нашем случае выполняющим роль «дурной головы». Стоит ресивер не шибко дорого – в пределах 1 500 руб. Заменить одну часть всей системы всегда дешевле, чем покупать новую.

За невысокую стоимость можно поставить новый ресивер, который обеспечит приличное звучание как средних, так и высоких, и низких частот. При планировании комплектации аудиосистемы в дальнейшем дополнительными компонентами (ниже об этом — подробнее), стоит проследить наличие на ресивере нужных разъемов.

Покупка усилителя

Самой простой проблемой качества музыки является недостаточная громкость. Повысить ее можно простым усилителем, который помимо основной своей функции придаст звучанию чистоты.

Стоит устройство от 4 до 5 тыс. руб. За установку придется дополнительно отдать 500-4000 руб. в зависимости от модели авто и сложности работы. Многие владельцы машин подключают усилители самостоятельно, не обращаясь в сервис.

Приобретение кроссовера для машины

Если вы – музыкальный гурман и ухо «режет» плохой звук, стоит задуматься о прокачке аудиосистемы машины кроссовером. Устройство, хоть и называется как паркетный внедорожник, представляет собой специальную технику по разделению сигнала. Иными словами, кроссовер раскидывает частоты по колонкам. Басы начинают звучать из больших колонок, а звуки высокой частоты – из миниатюрных «пищалок».

Стоит кроссовер от 2 000 руб., но в продаже есть модели и за 70-80 тыс. руб. Здесь уж, как говорится, дело вкуса и финансовых возможностей.

Покупка сабвуфера для авто

Самым популярным среди автономных апгрейдов аудиосистемы автомобиля можно считать сабвуфер. Любители глубоких басов иногда покупают сабвуфер и разочаровываются звучанием. Чтобы избежать этого, необходимо уяснить главное – если качество звука и так приличное, смысла в этом приобретении – никакого.

Если к недорогому усилителю и колонкам подключить сабвуфер, качество звучания улучшится, но все будет воспроизводиться на басах. Приобретая это устройство, выбор лучше останавливать на моделях мощностью от 150 до 300 Вт, больше – уже перебор. Если выбрать более высокую мощность, эта покупка получится неоправданной с экономической точки зрения. Указанная мощность имеется на недорогих сабвуферах, которые владелец авто может приобрести за 2-5 тыс. руб.

Решение проблем шумоизоляции автомобиля

Если качество звучания падает на высокой скорости передвижения, то грешить на аудиосистему не стоит. Здесь отличными мерами могут стать смена шипованной резины и закрепление дребезжащих полочек в салоне. Но самым верным средством является шумоизоляция и снижение вибрации.

Стоимость описанных работ – порядка 15 тыс. руб. Но опытные автолюбители самостоятельно обклеивают внутренности салона материалом, поглощающим звук. Таким образом удается сэкономить на половине затрат.

Замена динамиков в машине

Если при заглушенном двигателе посторонние шумы не исчезают, речь может идти о пришедших в негодность динамиках. Подобные дефекты видны даже невооруженным глазом. Можно, конечно, попробовать его склеить, но качество звучания от этого не повысится. Тем более со временем он выйдет из строя окончательно. Самый надежный способ – замена. Стоимость вполне приличных моделей колеблется от 2 тыс. руб. и выше.

Покупка сабвуфера

Следующим этапом звукового апгрейда станет переустановка сабвуфера. Он отвечает за глубину и насыщенность басов, создавая объемное звучание в салоне. Существуют пассивные и активные модификации. Разница заключается в наличии встроенного усилителя в активных версиях. Такая структура ко всему прочему упрощает непосредственный монтаж, поскольку интегрированные компоненты занимают меньше места.

Сабвуфер водители отправляют за сиденья либо в багажник

Лучшие сабвуферы для авто относятся как к активному, так и к пассивному типу. Первые выигрывают простотой установки и подключения. Пассивные версии отличаются качеством звучания. Именно этот вид представляют сабвуферы высшего ценового сегмента. Однако к каждому из них нужно подбирать усилитель. В остальном все зависит от задач. Рейтинг бюджетных сабвуферов включает:

  1. Pioneer TS-WX300TA. Активная модель с встроенным динамиком, мощностью в 350 Вт и высокой чувствительностью. В комплекте идут провода и крепления, дизайн выполнен в нарочито агрессивной форме. Сабвуфер устраняет эффект стоячих волн, обеспечивая точные, четкие басы. Обойдется он в 7–8 тыс. рублей.
  2. Alpine SBE-1044BR. Бюджетная модель компактного типа с функцией глушения фазоинвертора. Эта особенность позволяет слушать разную музыку, независимо от вкусовых предпочтений. Минусом является низкая устойчивость к холоду. Зимой включать его сразу на полную мощность нежелательно. Стоит пассивный сабвуфер около 6 тыс. рублей.
  3. Урал – AS D12A. Активная модель с чувствительностью в 93 дБ и 400 Вт мощности. Способна буквально «прокачать» салон и окружающее пространство. Обычно водителям хватает даже половинной мощности. В комплекте прилагаются провода и внешний регулятор уровня. Стоит всё удовольствие 7-8 тыс. рублей.

Сабвуфер Alpine SBE-1044BR

Виброизоляция — что это такое и как установить?

У всех любителей громкой музыки в машине есть проблема — вибрация. Громкая музыка, особенно с обилием басов, заставляет автомобиль буквально трястись изнутри. Перед водителем становится выбор убавить громкость или продолжать поднимать упавшие от тряски предметы.

Шумо-виброизоляция как процедура представляет собой дополнительную обшивку вашего автомобиля изнутри — такой

Читать еще:  Как поменять распредвал на ваз 2114

«Дребезжание» звука и прочие неприятные эффекты поверх оригинального звучания появляются. Потому, что вибрация от звука переходит на материалы машины — металл, пластик и т.д., не встречая никакого препятствия. Это можно исправить приобретением в машину звукоизоляционного слоя, который не только улучшит качество звучащей в машине музыки. Но и не позволит посторонним шумам с улицы её перебивать.

Подразумевает более серьезную работу на созданием акустического пространства. В переднюю часть автомобиля устанавливаются шесть динамиков вместо стандартных двух, а общее число колонок достигает, соответственно, восьми. Отдельный комплекс работ выполняется для сабвуфера, который встраивается в подиум в правой нише багажника, занимая минимум полезного пространства. Само собой, и компоненты нужны уже другого уровня. Для динамиков и сабвуфера необходимы отдельные усилители, причем первый идет со встроенным процессором.

Стоимость комплекта — 180 000 рублей.

Предложенные решения — некий базис, от которого можно отталкиваться при постройке музыкальной системы в автомобиле среднего ценового диапазона.

Первый — это доработка штатной системы, которая решит проблему нехватки громкости, различных аудиоискажений и шумов, добавит звуку чистоты. Второй — наполнение салона интересным и качественным басом для любителей электронной музыки. Третий — уже достаточно продвинутая система с процессором, многоканальным усилителем и компактным размещением сабвуфера для меломанов.

Само собой, при желании всегда можно поставить более серьезные компоненты (усилитель может стоить и 100 000 рублей). Но если рассматривать баланс «качество звука на потраченный рубль», то специалисты «Бладхаунд» взяли бы за основу именно эти три варианта.

Реальность или самообман: тюнинг автозвука за пять минут

Случайно обнаруженные энтузиастом-любителем автозвука скрытые функции жидкости, известной под названием «реставратор покрышек», позволяют радикально улучшить звучание недорогой автоакустики, взбодрить пожилые динамики, чуть ли не дав вторую жизнь! Так, во всяком случае, утверждают адепты популярной в народе «теории пропитки подвесов»… Что же это — полезный лайфхак с моментальным результатом или массовое самовнушение?

Н аш портал, конечно, старается рассказывать своим читателям в первую очередь о проверенных и подтвержденных технологиях применительно к автомобильной сфере, однако некоторые вещи на грани науки и суеверий становятся настолько популярными в автомире, что их известность выходит широко за пределы трёпа в соцсетях и гаражах. «Методика улучшения звука автомобильных аудиосистем за пять минут» как раз из числа таких вещей. Пусть каждый найдет в этой истории что-то свое: профессионал – шанс улыбнуться, любитель приложить руки – повод поковыряться с машиной в выходной, любопытный – пищу для ума. Итак, поехали!

Изобретатель из Саранска

Автор нашумевшей в интернете технологии пропитки подвесов динамиков жидкостью для реставрации шин – Игорь Бобров из Саранска, известный на популярной автомобильной блог-платформе DRIVE2 как IGOR311.

– Я электронщик по образованию, в свое время долго работал на саранском заводе точных приборов. Сейчас занимаюсь торговлей аудиокомпонентами и консультированием в сфере звука – рассказал «Колесам» Игорь.

– Лет десять назад мне в руки попал флакон «реставратора шин» марки Doctor Wax, которым я попробовал обрабатывать различные резиновые детали своего автомобиля. Работало средство очень хорошо: увеличивался срок жизни резинок подвесов глушителя, сайлентблоков и подушек стабилизатора поперечной устойчивости, разрушающихся от соли и температуры. Я уж не говорю про то, уплотнители дверей стали прилегать лучше. В итоге возник интерес попробовать улучшить помощью этого же состава характеристики подвесов каких-то старых динамиков. Эффект был просто ошеломительный – через пять минут после нанесения состава кисточкой на подвес диффузора звучание большинства динамиков улучшалось так, что это заметно любому человеку, а не только «аудиофилу с тренированными ушами»!

– Собственно, ключевая суть технологии – возврат динамикам заводских характеристик – продолжает Игорь.

– Я в свое время регулярно посещал ежегодные Hi-Fi-Show в Москве, где общался с представителями известных зарубежных компаний-производителей аудио: DLS, Jamo и т.п. И они не скрывали, как быстро подвес нового динамика теряет эластичность. Полгода – и характеристики уже не те, что сразу после конвейера. Инженеры об этом факте знают, пытаются при проектировании его учитывать, чтобы компенсировать старение, но получается лишь отчасти… А вот «реставратор шин» справляется с этим отлично, он смягчает подвес и предотвращает дальнейшее высыхание на годы! На тех же Hi-Fi-Show я многим производителям высококачественной акустики не раз предлагал проверить эффект пропитки. Большинство, конечно, пальцем у виска крутили, но кое-кто соглашался и был приятно шокирован: буквально через пять минут после пропитки акустика начинала звучать заметно лучше. Раз за разом переключали провода с обработанной на необработанную колонки, и отличие в пользу обработанной была налицо!

По словам Игоря Боброва, убедившись в явном положительном эффекте, он неоднократно обращался и в российское представительство компании-производителя «реставратора шин», предлагая им за умеренное вознаграждение свою идею – воспользоваться обнаруженным «пасхальным яйцом» и начать под своей же маркой продавать эту же жидкость еще и в небольшой фасовке с кисточкой. Но не как реставратор шин, а как специализированное средство для реставрации и улучшения акустики. В представительстве Игоря внимательно выслушали, пообещали передать информацию в зарубежный офис, на чем все благополучно и заглохло…

Результаты мнимые или реальные?

Игорь Бобров уже без малого десять лет пропагандирует в интернете технологию пропитки подвесов жидкостью для защиты и реставрации шин, подчеркивая, что не имеет с этого ни копейки. За это время его совету последовали сотни, если не тысячи людей, обработав динамики автомобильных и домашних аудиосистем.

Вот типичные отзывы новообращенных адептов технологии:

  • «…я обалдел! В своей старушке «каденсы» обмазал, жёсткий каденсовский бас стал бархатистым, глубоким, звук стал этажным, слойным! Теперь нутром чувствую низы, средние и верха. А хотел менять колонки. Спасибо. »
  • «…обработал автомобильные динамики Morel Tempo 6 – звук стал на порядок сочнее. »
  • «…я пробовал на старых советских динамиках 25ГД-26Б, добился понижения резонансной частоты с 46 Гц до 32 Гц…»
Читать еще:  Как подключить саб в один ом

Впрочем, мало кто проводит измерения параметров динамика до и после обработки. Например, таких, как резонансная частота, добротность, амплитудно-частотная характеристика. Почти все испробовавшие «технологию» оценивают результат субъективно, на слух.

Дело в том, что и сам Игорь нарочито пренебрегает числовыми данными и замерами, утверждая, что «все слышно ушами». «Берите и делайте – все же просто и недорого, хватит трепать языком в интернете!» – так, в общих чертах, выглядит его позиция. Однако сторонники научного подхода возмущаются, и их можно понять…

Глубокого и всестороннего исследования технологии мы в редакции «Колес» не проводили, однако, чтобы составить собственное впечатление, проделали все же два несложных теста – субъективный и объективный. Объективный – измерение резонансной частоты динамика до и после пропитки подвеса. Субъективный – прослушивание обработанной с помощью пропитки акустики – также до и после. Собственно, именно субъективный метод и пропагандирует автор идеи. «Вы все услышите своими ушами, это гораздо лучше измерений и полученных в результате сухих цифр!» — утверждает Игорь Бобров.

Итак, объективный метод. Берем 4-оммный автомобильный 13-сантиметровый динамик из разряда дешевеньких, и проводим его измерение. Выясняем параметры Тилля-Смолла, применив распространенную среди любителей поковыряться с акустикой программу AudioTester. Резонансная частота динамика оказалась равной 96 Гц. И ни она, ни прочие параметры после пропитки, увы, не изменились… Быть может, материал подвеса нашего дешевенького динамика оказался из тех, что не подвержены воздействию «реставратора шин»?

Субъективный метод тоже опробовали. Обработали динамик довольно неплохо звучавшего в прошлом, а сегодня «списанного на пенсию» домашнего музыкального центра Philips производства середины 90-х годов. Не заметить результат было бы трудно: мы промазали подвес одной колонки из пары, и слушали результат, оперативно переключая звук с обработанной на не обработанную, и обратно. Увы, изменений отметить не удалось…

Мнение эксперта

Мы попросили эксперта в области автомобильного и домашнего аудио прокомментировать чудодейственное снадобье и «тюнинг звука за 5 минут». Наш консультант, используя свой богатый опыт, высказался достаточно развернуто:

– Начнем издалека. Нередко бывает, что динамик потенциально хорош, но корпус не позволяет ему выдать максимум своего качества звучания. К примеру, у большинства домашних полочных акустических систем, даже от брендов с солидной репутацией, слишком низко настроен фазоинвертор, что улучшает глубину баса, но радикально ухудшает его четкость и собранность. Чистый маркетинг: более глубокий бас услышит каждый, а точность и четкость при меньшей глубине баса оценят далеко не все .

Если акустическое оформление динамика не оптимально, его можно улучшить, изменив характеристики корпуса. Но, как ни странно, допустимо подойти к той же задаче с другой стороны: изменить параметры не корпуса, а самого динамика. Например, воздействием на центрирующую шайбу (оказывающую наибольшее влияние на характеристику колебаний подвижной системы динамика) или тот же подвес (который влияет, но в гораздо меньшей степени, нежели шайба).

Однако пропитка подвесов, о которой идет речь выше, проводится исключительно с целью их размягчения и рекомендуется всем подряд, невзирая на тип динамиков и их оформление, что недопустимо. Ибо совершенно неверно считать, что в любом динамике надо стремиться к максимальному увеличению эластичности шайбы и подвеса!

Нередко бывает, что нужно совершенно обратное. Вот опять же пример . Автомобильные НЧ/СЧ-динамики Dynaudio всем хороши, кроме одного – у них вялый мидбас в объеме автомобильной двери, который чаще всего составляет не менее 28-30 литров. Вялость мидбаса – реакция на неоптимальный, избыточный объем. Но опытным любителям автозвука известно, что от этой проблемы легко избавиться, если установить динамик в корпус 15-17 литров. Можно внутри двери изготовить корпус заданного объема, но никто из инсталляторов этого не любит. Гораздо проще пропитать центрирующую шайбу динамика с целью увеличения её жесткости, и если это сделать грамотно, то у динамика появится нужная скорость и четкость при работе на объем двери.

Возвращаясь к конкретному примеру использования «волшебной жидкости», которой пропитывают подвесы с целью увеличения их эластичности, надо отметить, что размягчение подвеса влечет за собой увеличение эквивалентного объема Vas и уменьшение резонансной частоты Fs. То есть, из трех главных параметров любого динамика мы меняем (причем, бесконтрольно) два, а что уж произойдет с третьим (полная добротность Qts), и вовсе никто не знает.

Да, не исключено, что таким образом удастся попасть пальцем в небо и случайным образом улучшить звучание изначально неоптимальной системы. Если подвес изначально вообще дубовый, то у динамика и чувствительность станет выше, отчего он запоет громче. От подвеса также требуется эффективное демпфирование, то есть гашение резонансов, и если, опять-таки случайно, демпфирующие качества подвеса в результате пропитки улучшатся, то звучание станет чище.

Но как поведет себя обработанный подвес на сильном морозе, либо в жару? Не станет ли слишком мягкий подвес прихлопывать уже на средней громкости и что с ним будет при работе на большой громкости? Риск получить ухудшение конечного результата при воздействии на параметры вслепую крайне велик.

Конденсатор

Данный элемент бортовой аудиосистемы призван компенсировать падения напряжения усилителя, обеспечивая ему оптимальные условия работы в моменты, когда мощности АКБ недостаточно.

Помимо того, использование рассматриваемого устройства дает возможность понизить всплески в бортовой электросети до абсолютно безопасного уровня. Это утверждение касается всего штатного электрического оборудования.

Отметим тот факт, что, устанавливая аудиосистему, мощность которой достаточно большая, не лишним будет использовать специальный фильтр питания, обеспечивающий отсутствие шумов в звуковых каналах.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector